В своем перечне заповедей «Сефер ѓамицвот» Рамбам пишет следующее ( заповедь 215 ):
" Нам заповедано сделать обрезание сыну, в соответствии с тем, что изрек Господь – да будет он превознесен! – Аврааму: «…обрезан да будет у вас всякий мужчина» (Брейшит 17:10). Тора утверждает, что тот, кто уклоняется от исполнения этой заповеди, несет наказание карет ."
Автор «Сефер ѓахинух» причисляет эту заповедь не к разделу «Тазриа», а к разделу «Лех леха». Там недвусмысленно говорится о том, что это поведение относится не только к праотцу Аврааму, но и ко всем последующим поколениям: «Вот союз Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя… Восьми дней отроду да будет обрезан у вас каждый мужчина во всех поколениях ваших…» (Брейшит 17:10, 12).
В связи с этим некоторые комментаторы задают следующий вопрос: почему эта заповедь повторяется еще раз в главе «Тазриа»?
«Сефер ѓахинух» (раздел «Лех леха», заповедь 2) дает самый обобщающий ответ на этот вопрос:
И [эта заповедь] повторяется в разделе «Если женщина зачнет…» (Ваикра 12:2). Подобным образом многие заповеди встречаются в Торе неоднократно, и каждый раз преследуется новая цель, как истолковали мудрецы, да будет благословенна память о них.
Однако он не объясняет, в чем заключается эта «новая цель».
Автор комментария «Ор ѓахаим» – р. Хаим ибн Атар – также задает вышеупомянутый вопрос и пытается найти на него ответ. Отсюда мы учим, что ради исполнения заповеди об обрезании следует нарушить субботу1, как сказано: «А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его». Возникает новый вопрос: если так, то почему эта частность не была упомянута по отношению к Аврааму? На это он отвечает, что сообщать ему об этом не было необходимости:
Ибо обрезание – заповедь, которая была дана [Аврааму], в отличие от субботы, о которой ему ничего не было заповедано. Поступая так (т.е. ставя субботу выше заповеди совершать обрезание), он вел бы себя не подобающе – упаси Господь! Таким образом, со стороны Господа было бы бесцельным давать заповедь о совершении обрезания в субботу. Если бы действительно так было заповедано (т.е. если бы в разделе «Лех леха» было сказано о том, что ради исполнения заповеди об обрезании следует нарушить субботу), то комментаторы сточили бы перья2, поясняя, зачем было дано подобное повеление?
Этот «раввинистический» ответ объясняет необходимость текстового повтора с точки зрения Ѓалахи. По иному пути последовал р. Ицхак Каро в своем комментарии к Пятикнижию «Толдот Ицхак». Он также пытается найти ответ на вопрос о необходимости повтора заповеди об обрезании, но, обостряя проблему, также спрашивает и о том, почему она размещена в разделе, который посвящен теме ритуальной нечистоты. В виду особого изящества формулировки мы цитируем его вопрос полностью:
Если Тора повторно дает повеление об обрезании (после того, эта заповедь была дана Аврааму: «…ты и потомство твое после тебя, во всех поколениях их. Вот союз мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя…» (Брейшит 17:9, 10)), то место ему не здесь! Заповедь об обрезании свята и чиста – почему же поставили ее рядом с нечистотой, словно священника на кладбище?
На свой вопрос он отвечает следующим образом:
Человек сотворен с единственной целью – служить Господу. И поэтому вслед за тем, как Святой, благословен Он, сотворил первого человека, было сказано: «…и поместил его в саду Эдена… И заповедал Господь Бог человеку…» (Брейшит 2:15, 16). И здесь [в разделе «Тазриа»] также написано: «[…Если женщина зачнет] и родит сына…», и [далее] сразу сказано: «А в восьмой день пусть обрежут [крайнюю плоть его…]» (Ваикра 12:2, 3) – учит тому, что родился он только для исполнения заповедей Господа, а первая и наиболее существенная заповедь это обрезание. Ведь тот, кто не обрезан – евреем не является. Но, будучи обрезанным, он принимает на себя Иго Царства Небесного. Ведь предназначение заключается в служении Господу (да будет он благословен!), принятии и исполнении всех заповедей. И поэтому заповедь об обрезании появляется в эпизоде, посвященном рождению мальчика.
Подобно тому, как рассказ о сотворении Адама сопровождается первой данной ему заповедью, так и эпизод, в котором говорится о приходе в мир нового человека, сопровождается повелением об обрезании – первой заповеди, которую еврей исполняет в своей жизни. Отсюда следует вывод: человек послан в этот мир с единственной целью – служить Господу.