|
Проект "Еврейская Латвия" - "Еврейская Лиепая"
Краткая история евреев Лиепаи.
Первые сведения о евреях Лиепаи относятся к концу XVIII века. Согласно данным 1797 года в городе проживало 19 евреев, которые платили особые налоги правительству. В 1799 году, когда территория бывшего Курляндского герцогства уже входила в состав Российской империи, евреям Курземе были даны гражданские права, и община начала рости. В 1803 году было открыто еврейское кладбище и основано похоронное братство (Хевра кадиша).
Первый молельный дом был открыт в 1814 году, а в 1828 появились общество помощи бедным и вторая синагога, что свидетельствует о быстром росте числа евреев. Первые лиепайские евреи происходили из Германии, и их разговорным языком был немецкий. Обучение в их среде было светским. Евреи - выходцы из черты оседлости, которые также стали селиться в городе, были религиозными и говорили на идише. С начала XIX века, с согласия властей, члены общины избирали раввина. В 1835 году община насчитывала 1348 человек. После эмиграции 78 евреев в с/х колонии Южной России, и после эпидемии холеры в середине XIX века, еврейская община уменьшилась до 1218 человек в 1850 году.
В последней трети XIX века были построены две прекрасные синагоги. Одна из них, "Хор шул" - в центре города, и одна в новых районах. Кроме того, было несколько миньянов и молельных домов.
В этот период в город приехало много евреев из России, Польши и Литвы. Большинство из них жило в городе нелегально. В 1890 году около 400 семей были выселены из города. Несмотря на запреты и ограничения. в 1897 году община достигла 9454 человек.
В 1890-1904 годах главным раввином города был рабби Йеhуда Лейб Кантор, который не только сделал очень много для развития еврейской общины города, но и был одним из редакторов Еврейской Энциклопедии, вышедшей в эти годы на русском языке. Под его руководством в городе были открыты общества помощи беднякам, благотворительный фонд, женское общество, дом престарелых, общественная столовая, больница, гостиница для бедняков. Религиозные организации открыли в городе общество по изучению Талмуда, общество встречи Шаббата и йешиву. В 1906-10 годах, когда Лиепая служила перевалочным пунктов для евреев, уезжающих за океан, община города взяла на себя многие обязанности по отношению к эмигрантам, в том числе медицинскую помощь и предоставление жилья.
В 1907 году главным раввином города стал рабби Бар-Аарон Нурок, остававшийся лидером общины на протяжении следующих 30 лет.
С 1830-ых годов в городе действовали еврейские образовательные учреждения. К началу Первой мировой войны в городе действовали несколько школ для мальчиков, хедеры, в том числе современный хедер, в котором преподавались также светские предметы, основная школа для бедных девочек и частная средняя школа для девочек. Некоторые еврейские дети учились также в государственных школах, которые принимали ограниченное число еврейских учеников. Кроме того, открылась вечерняя йешива и школа для взрослых.
В 1911 году община Лиепаи была третьей по величине в Латвии и насчитывала 10308 членов, что составляло 12% населения города.
Во время Первой мировой войны многие евреи бежали из города, но после войны большинство вернулось, и в 1920 году в городе и его окрестностях проживало 9578 евреев.
Был избран совет общины, который возгравил рабби Б.-А. Нурок. Большую помощь общине оказал "Джойнт". На деньги городского бюджета были основаны или возобновили работу благотворительные фонды, сиротский приют, дом престарелых, общество по обеспечению невест приданным, которые перешли под контроль муниципалитета. Муниципалитет также основал две еврейских школы, одну с обучением на идише, и одну с обучением на иврите. После прихода к власти Карлиса Ульманиса обе эти школы были объединены в одну, с ивритским и идишским потоком. Контроль над еврейским образованием был передан в руки религиозной организации "Агудат Исраэль".
В городе также выходило несколько печатных изданий различной направленности.
Первые еврейские общественно-политические организации появились в городе в последней трети XIX века. В 1880-ых годах было основано общество "hовевей Цион", которое занималось также просветительское деятельностью. В 1885 году под руководством рабби Гиллеля Клайна была основана ивритская библиотека и ивритский кружок. Один из лидеров сионистов города, д-р Нисан Кацнельсон был избран в I Государственную Думу. Он также был среди основателей местного филиала общества "Кадима", которое положило начало библиотеке.
Социалисты действовали в рамках "Народной партии" (Volkspartei), "Бунда" и молодёжного общества "Перец фербанд" (Peretz verband). Бундом также были организованы библиотека на идише и театральная группа.
В период 1920-34 основная сионистская активность была состредоточена вокруг двух партий - "Цеhирей Цион" и "Сионистов-социалистов". В то же время в городе развернули свою деятельность многие организации ревизионистского толка. Существовало также несколько молодёжных организаций.
Религиозные группы были организованы в партии "hамизрахи", "Аhудат Исраэль" и "Молодая Аhудат Исраэль". Были также другие молодёжные религиозные организации. Лидер партии "hамизрахи" рабби А. Нурок был среди членов Учредительного собрания, а в 1928 году был избран в III Саэйм.
Кроме политических, в городе действовали спортивные общества "Маккаби" и "hакоах".
С установлением диктатуры в 1934 году многие активисты сионистских и социалистических организаций были арестованы, и после освобождения вынуждены были эмигрировать. Большинство из них поехало в Эрец-Исраэль.
Начиная с 1921 года несколько евреев входили в состав Городского совета. Хотя отношения между евреями и остальными жителями города были в общем нормальными, в течении 1920-ых годов имели место несколько антисемитских инцидентов.
На протяжении XVIII- XIX веков основным занятием евреев была торговля вразнос и содержание гостиниц и постоялых дворов. В 1730 году вышел закон, согласно которому производители алкоголя могли оставаться в городе, так как не являлись угрозой для благополучия местных жителей. После получения гражданских прав в 1799 году с евреев стали взымать двойные налоги.
В конце XIX века, когда в Лиепаю провели железную дорогу с Украины, город стал важным торговым портом, центром экспортной торговли. Евреи контролировали более 50% льняной и древесной торговли. Многие люди, приезжавшие в город из соседний деревень, с трудом сводили концы с концами. Для помощи им были основаны благотворительные общества и кредитные товарищества. Евреи играли огромную роль в экономике города. Около 40% всех предприятий и около 25% всех заводов, на которых работало множество рабочих-евреев, принадлежали евреям.
После I Мировой войны, когда прекратилась транзитная торговля из России, значение Лиепаи упало.
Евреи продолжали играть важную роль в экономической жизни города и в период независимой Латвии. С их помощью был основан "Лиепайский банк" и "Лиепайский торговый банк". "Джойнт" основал "Кооперативный банк займов и вложений". Крупные еврейские фабриканты объединились в "Лиепайскую компанию еврейских торговцев и промышленников". Действовало также еврейское кредитное общество. Курс на поддержку латышского сектора экономики, взятый правительством Ульманиса, негативно сказался на экономике еврейской общины.
Холокост
После аннексии Латвии Советским Союзом в 1940-ом году многие евреи не только поддержали новую власть, но и заняли в ней ключевые посты. В то же время началась национализация собственности, и были закрыты многие еврейские общественные организации. 14 июня 1941 162 еврея, заподозренных в нелояльности по отношению к новому режиму, были депортированы в Сибирь.
После начала войны между Германией и СССР 22 июня 1941 года власти попытались организовать "Рабочую гвардию", в которую были мобилизованы также и евреи. Некоторые из них погибли в бою. Через несколько дней началось отступление советской армии, и вместе с ней эвакуировалось несколько сотен евреев. 29 июня, когда немцы заняли Лиепаю, в городе оставалось около 7000 евреев. Туда были свезены также евреи из окрестностей.
В первый же день местные "Силы самообороны" расстреляли 33 евреев в парке Райниса в центре города. 5 июля всем евреям было предписано носить жёлтую звезду, а здоровых мужчин от 16 до 60 лет стали отправлять на принудительные работы.
8-9 июля сотни евреев были расстреляны на пляже около маяка. В конце июля ещё около 1000 евреев были расстреляны возле рыбацкого поселения. Тогда же были уничтожены все синагоги. С сентября по декабрь были убиты 658 евреев. В "акциях" 15-17 декабря 1941 года было уничтожено суммарно 2731 евреев, в основном стариков, женщин и детей. Некоторые евреи получили документы о том, что они нужны для работы, и они с семьями выжили, всего около 1000. В феврале-марте 1942 около 200 из них были убиты.
Гетто было организовано в старых кварталах города летом 1942-го года. Всего в нём поселили около 800 евреев. Юденрат, несмотря на лишения, организовал миньян, библиотеку и драматический кружок.
Большинство евреев работало в мастерских за пределами гетто. Некоторые пытались проносить в гетто запрещённые продукты и предметы, за что были расстреляны.
Осенью 1943 года юденрат получил известие, что гетто расформировывают, а его заключённых перевезут в концлагеря. В ответ на это сообщение несколько евреев совершили самоубийство, а некоторые бежали. Около 20-30 евреев спряталось в городе до конца войны. Гетто было расформировано на Йом-Кипур (8 октября 1943 года). Узники были перевезены в лагерь Кайзервальд, а 360 недееспособных - в Освенцим.
В 70-ых годах в городе было около 60 еврейских семей. В 80-ых годах общины в городе не было.
По материалам Музея и документационного центра "Евреи в Латвии"
Документ B-688, с сокращениями.
С английского перевёл Илья Ленский.
Поездка в Лиепаю.
1 марта, ровно в 8.00 собравшись на автовокзале, мы отправились в бывшую столицу нашей “необъятной“ Латвии, а именно в старинный небольшой городок под названием Лиепая. Дорога была длинная, но ничуть не было скучно…
Прибыв прямо по назначению на вокзал города Лиепаи, мы были рады встретить там не случайно наших лиепайских друзей, которые впоследствии оказались отличными гидами.
Сперва мы отправились в лиепайскую общину, а уже оттуда с ребятами из Лиепаи начали осматривать все местные достопримечательности. Целью нашей экскурсии было не только познакомиться с еврейской Лиепаей и узнать ее историю, но также и собрать обширную информацию о деятельности евреев до и после войны. И предоставить ее (информацию) для широких масс.
Итак, в Лиепае мы посетили следующие места: памятную мемориальную доску жертвам нацистов, места расстрела евреев, еврейское кладбище, памятное место, где раньше находилась синагога, которая была сожжена нацистами во время Второй мировой войны. Меня поразило, сколько ни в чем неповинных людей было расстреляно лишь по пятой графе в паспорте. После небольшого экскурса в историю мы вернулись туда, откуда и началось наше путешествие, -в общину, где нас уже ждали люди, познавшие и войну, и гетто, и голод, и смерть...
Женщины нам рассказали о жизни в Лиепае до войны, о молодежных еврейских организациях того времени, - в их сравнительно небольшом городке находилось аж четыре еврейские школы. Их рассказы о военном времени, о жизни в гетто и за его пределами мы слушали с особым интересом, т. к. нам повезло застать в живых свидетелей того ужасного времени, когда по нашей планете текли реки крови, раздавались стоны, крики и плач.
Женщины пожелали нам удачи в наших начинаниях, не забывать чтить и помнить память тех, благодаря кому мы сейчас живем. На прощание мы все дружно спели веселые еврейские песни, угостились сдобными булочками. На этой радостной нотке попрощавшись с городом Лиепаей, отправились мы в обратный неблизкий путь в свою родную Ригу.
Катя Мокроусова.
Фотографии. Проект "Еврейская Латвия". "Еврейскиая Лиепая". 1.03.2003.
|
|
|
|
|