– Г–н посол, чего вы ждете от визита президента Латвии в вашу страну?
— В сентябре минувшего года в Латвии с госвизитом побывал наш президент Моше Кацав, и мы очень рады, что президент ЛР г–жа Вике–Фрейберга так быстро откликнулась на его приглашение и уже в понедельник начинает свой визит в Израиль. Разумеется, президента ЛР примут все руководители нашего государства. Во время визита будет подписан ряд экономических соглашений. По традиции, все главы государств, прибывающие в Израиль с визитами, посещают музей Яд–Вашем, рассказывающий об ужасах холокоста. Недавно открылся новый корпус музея, и президент ЛР сможет его осмотреть.
Важно отметить, что вместе с президентом ЛР в Израиль прилетят и три ключевых министра: экономики, финансов и земледелия. Кроме того, в Израиле высадится целый десант латвийских предпринимателей — 70 человек! Нашей стране есть что предложить и чем быть полезной в экономическом плане Латвии. Прежде всего в сфере высоких технологий и в сфере сельского хозяйства, которое у нас находится, без ложной скромности скажу, на фантастическом уровне. Если говорить о инновациях и высоких технологиях, то большинство микропроцессоров для компьютеров Intel разработано и изготовлено в Израиле, "начинка" мобильных телефонов известных компаний тоже разрабатывалась, а в значительном количестве случаев и изготавливалась в Израиле. Мы гордимся тем, что 60% нашего экспорта — это высокотехнологичная продукция.
Мы готовы поделиться своим опытом с Латвией, в том числе, кстати, и в сфере борьбы с инфляцией. У нас один период тоже инфляция достигла тревожных величин, однако комплекс мер, предпринятых правительством и центробанком, позволил решить эту проблему.
— На днях с заявлением по поводу предстоящего 16 марта выступил глава МИД Латвии Артис Пабрикс. Как вы восприняли это заявление и какова позиция посольства по поводу шествия легионеров?
— В своем заявлении г–н Пабрикс дал четкую оценку предстоящих мероприятий 16 марта. Он подчеркнул, что правительство считает акции радикалов провокацией против Латвии. Мы с удовлетворением восприняли это заявление. Наша позиция прекрасно известна, и у нас нет планов выступать с новыми заявлениями. Нас не волнует возложение цветов на могилы бывших легионеров… Но для нас неприемлемы шествия и акции прославления формирований СС.
— Представитель Яд–Вашем участвовал в мероприятии по передаче архива 15–й латышской дивизии "Ваффен СС" Госархиву Латвии. Вы хотите получить доступ к этому архиву?
— Наших историков, разумеется, интересуют все обстоятельства, связанные со Второй мировой войной и с холокостом. Известно ведь, что в латышский легион СС, образованный в феврале 1943 года, влились и те лица, которые участвовали в преступлениях против человечества, в геноциде в отношении еврейского народа. Это были латвийцы, состоявшие в команде палача Арайса, во вспомогательной полиции, входившие в отряды самообороны… Поэтому представители Яд–Вашем хотели бы тоже изучить архивные материалы 15–й дивизии.
Хочу отметить, что латвийские власти прилагают значительные усилия в изучении холокоста и увековечении памяти уничтоженных евреев. Все больше людей в Латвии осознают, насколько важно изучать и делать надлежащие выводы из темных страниц истории.
— Президент Латвии летит в Израиль в сложный момент, когда все мировое сообщество стоит перед серьезной проблемой: как действовать в отношении ХАМАС, который победил на выборах в Палестинской автономии. Г–н посол, поясните, пожалуйста, позицию Израиля в вопросе взаимоотношений с ХАМАС.
— Наша позиция абсолютна ясна, и она единственно верная в данной ситуации. Практически сразу после выборов мы заявили, что готовы вести переговоры с ХАМАС только при соблюдении им трех минимальных условий. Хочу напомнить, что еще в начале 80–х годов прошлого века ХАМАС принял хартию, которая осталась неизменной и сегодня. И главный пункт этой хартии — отрицание государства Израиль и призыв к борьбе с ним вплоть до самой ликвидации! Скажите, как можно вести переговоры с теми, кто не признает наше право на существование? Какая страна на нашем месте села бы за стол переговоров с подобной организацией? Тем более что это террористическая организация. Невозможно вести переговоры и параллельно хоронить наших граждан, гибнущих от рук посланцев этой организации! Итак, два наших обязательных условия — это признание права государства Израиль на существование и полный отказ от террора. И третье условие — это признание всех соглашений, которые уже были достигнуты между Израилем и Палестинской автономией. ХАМАС до сих пор отказывается признать все эти соглашения, он не признает даже "дорожную карту"! Мы уверены, что только сплоченная позиция мирового сообщества сможет заставить ХАМАС принять эти условия, без которых нет ни единого шанса добиться мирного урегулирования конфликта.
Теперь что касается позиции России, президент которой, как известно, пригласил лидеров ХАМАС в Москву. Мы, Евросоюз и другие страны считаем ХАМАС террористической организацией. Израиль разочарован, что Россия думает по–другому, хотя от рук ХАМАС погибли сотни израильтян! Россия, как известно, является членом квартета по ближневосточному урегулированию, и этот квартет поддержал приведенные выше три условия для начала переговоров с ХАМАС. Трудно понять, как Россия при этом может приглашать к себе ХАМАС, который эти три условия до сих пор отказывается выполнять?! Россия заявила: дайте нам возможность в процессе переговоров заставить ХАМАС выполнить эти условия. Мы очень сомневаемся, что Москва добьется здесь успехов, ведь ХАМАС — это не просто организация, которая ведет борьбу с Израилем. У ХАМАС более широкие цели. Эта организация является частью суннитского движения "Братья мусульмане", его главная задача — создание всемирного халифата! "Братья мусульмане" — это совершенно экстремистская организация, нетерпимая не только к евреям, но и к христианам. Неужели для России приемлемы идеи создания всемирного халифата?
Вот мы слышим мнение, что, мол, ХАМАС пришел к власти демократическим путем. Но ведь выборы — это всего лишь фрагмент демократии. А что дальше? Дорваться до власти и затем уже похоронить демократию? Именно так все происходило в 1933 году — Гитлер пришел к власти абсолютно демократическим путем.
Израиль предупреждал, что нельзя допускать к выборам террористическую организацию. Найдите хоть одну европейскую страну, конституция которой допускает участие в выборах террористической организации? Скажите, а в России такое возможно? Ответ очевиден. Но теперь уже поздно, одна опаснейшая ошибка совершена — террористической организации позволили участвовать в выборах. Сейчас мы призываем мировое сообщество не допустить второй уже роковой ошибки — нельзя позволить организации, которая не отказалась от террора, прийти к власти в автономии!
— Насколько велика опасность появления в Иране ядерного оружия?
— Прежде всего хочу подчеркнуть, что мы не выступаем против народа Ирана, против традиций и культуры этой страны. Мы не имеем претензий к самим иранцам, но мы не можем спокойно наблюдать за опасными действиями лидера этой страны. Он не только грозится уничтожить Израиль, но еще и отрицает сам факт холокоста! Параллельно с этими сумасшедшими заявлениями он создает свою военную ядерную программу. Да, нет совершенно никаких сомнений в том, что Иран ведет дело к созданию своего ядерного оружия. Иран имеет вторые в мире запасы природного газа, он занимает второе место в ОПЕК по экспорту нефти и, как вы понимаете, не испытывает никакой острой необходимости создавать атомные электростанции. Зато Иран хочет стать державой радикального ислама в регионе и с помощью ядерного оружия шантажировать весь мир. Мы удовлетворены тем, что ядерное досье Ирана направлено в Совет Безопасности ООН, и мы надеемся, что мировое сообщество проявит мудрость и решительность. Мир очень циничен, и я хорошо понимаю негодование моих соотечественников, которые говорят: пока многие страны беспокоятся, как бы из–за угрозы введения санкций в отношении Ирана не повысились цены на нефть, мы, израильтяне, думаем о выживании. На одну чашу весов поставлена жизнь людей, а на другую — цена за баррель нефти!
– Г–н посол, я знаю, что ваш сын недавно был призван на службу в армию. Простите за такой вопрос, но для жителей бывшего Союза он весьма закономерен: у вашей семьи не возникало мысли как–то освободить сына от службы в армии?
— В израильских семьях такой мысли даже и возникнуть не может! Любой израильский юноша или девушка скажет вам, что служба в армии — это его почетный долг. Армия Израиля — это просто ключевой институт в нашей стране. Большую часть своей истории Государство Израиль вынуждено было строить свою жизнь с оружием в руках, мы вынуждены были бороться за свое существование. Когда я служил офицером в армии и участвовал в операции "Мир Галилее", то очень надеялся, что это будет последняя война и мои дети будут служить в армии уже в обстановке мира и спокойствия. Увы, последние события доказывают, что наши соседи еще не созрели до того, чтобы жить с Израилем в мире и добрососедстве. До мира далеко, пока еще есть желающие лишить нас законного права на существование. Не впервые перед нами стоят враги, желающие нашего унижения и уничтожения. Но, в отличие от Второй мировой войны, когда произошел холокост, Израиль вполне способен постоять за себя. Мы умеем и можем защитить своих граждан и обеспечить свои жизненные интересы!