Контакты
Туризм
Образование
Архив
Консультация
Репатриация
Новости
     В Прибалтике
     Другой Израиль
     Еврейское Агентство
     История
     Культура
     Музыка
     Размышления
История
Места
Ссылки
Галерея


«И сегодня надо кричать»...

По просьбе ветеранов войны и труда Лиепайская русская община организовала поездку в место страшной трагедии Лиепайской еврейской общины.

В полдень комфортабельный автобус отправился в путь. Проехал по городу, где в условленных местах ждали ветераны - нарядно одетые женщины с букетиками летних цветов, поседевшие мужчины. Притормозили и у здания Лиепайской еврейской общины. Пожилым людям трудно добраться до мемориала. Помочь им вызвалась Русская община.

«Больно вспоминать о войне»

Моей соседкой-попутчицей оказалась седовласая женщина со светлым и добрым лицом. Знакомимся: Александра Викторовна Козинец, землячка из Белоруссии, из еврейской семьи, жившей в Орше. В Шкедских дюнах уже была не раз. Но едет туда опять - позвали приятельницы, и она не могла отказать.

Разговорились не сразу. Попутчица искренне призналась: «Я стараюсь о войне не вспоминать». На вопрос, почему, Александра Викторовна тихо ответила: «Больно...»

Неблизкая дорога все-таки позволила услышать ее отрывочный рассказ. И стала понятна причина молчания: в еврейском гетто на территории Белоруссии расстреляна вся ее семья - родители, три брата и сестра.

- Я с выпускного бала пошла с другими девчонками в военкомат, - рассказывает Александра Викторовна. - Нас направили в госпиталь. Благодаря этому, наверное, я сегодня жива...

Страшную весть о расстреле своей семьи Саша узнала на территории России, случайно встретив земляка.

- Первая реакция - лучше бы я была с ними. Жить не хотелось... Вокруг - война: взрывы, раненые, покалеченные, больные и голодные, сплошная разруха... Фашизм - это страшная беда. И ему никогда не может быть оправдания.

По признанию Александры Викторовны, ей нестерпимо больно видеть все, что сегодня происходит вокруг легионеров, «поэтому снова еду в Шкеде».

Дело памяти нашей

Розалия Сухарь рассказала историю создания мемориала евреям Лиепаи - жертвам Холокоста. Начало она берет в прошлом году, когда в Риге проходил Международный слет евреев мира - выходцев из Латвии. Участники торжеств пожелали приехать в Шкеде - место массовых расстрелов соотечественников. В дюнах автобус застрял. И тогда решили: это дело нашей памяти - построить здесь мемориал.

Был создан открытый общественный фонд «Еврейское наследие Лиепаи». Взносы в него делали все, кто мог: от 50 сантимов до тысяч. Спонсорами и учредителями стали семьи - Захарьины, Сегал, Рогоза, Ивановы и многие другие. Провели конкурс проектов. Учредители отказались от броского скульптурного сооружения. Как заметил профессор из США Георгий Шваб, «не хочу, чтоб на могиле моих родителей стояло произведение искусства».

Выбрали работу лиепайского скульптора Раймонда Габалиньша: мемориал в виде перевернутой меноры - семисвечника, символа еврейской жизни. Менора перевернута, потому что здесь, в Шкеде, погибла Лиепайская еврейская община, существовавшая 150 лет. Людей зверски расстреляли лишь за то, что они были евреями...

- Мы правопреемники той общины, которая была создана в Либаве, - подчеркнула Розалия Сухарь.

Менора выложена из камней, собранных по всей Курземе. На них стихи: «Взывал я к имени твоему, Господь, из ямы глубокой! Вспомни о бедствии и страдании моем!» В них - рвущийся из груди крик и боль сердца.

Черепа в песке

- Этот мемориал - пример того, как надо чтить своих предков, - сказал участник обороны Севастополя Александр Самуилович Лащевский.

Он приехал в Лиепаю в 1951 году. И помнит, как здесь, на шкедском берегу, спустя годы после жутких расстрелов море вымывало человеческие черепа и кости... А еще он привел кричащие факты. Здесь был расстрелян отец бывшего военного комиссара Лиепаи Мурниекса. Его привезли из Айзпуте айзсарги и учинили зверскую расправу лишь за то, что он руководил кампанией в помощь малоземельным крестьянам. Раздача инвентаря стоила ему жизни. Приговор вынесли соотечественники...

- О происходящем в Шкеде мне рассказывали очевидцы, - эмоционально и с болью говорил Александр Самуилович. - Женщина в толпе тех, кого вели на расстрел, несла грудного ребеночка. Хотела передать его другим, чтоб спасти. Это заметил айзсарг. Схватил малыша за ножки и со всей силы ударил о борт машины...

Привел ветеран и факт, подтвержденный документами: о «Батальоне ангелов смерти». И надо же было придумать столь кощунственное название! В «ангелы смерти» записали себя 17 офицеров, 62 капрала и 365 солдат. Рассказ об их действиях - это отдельная жуткая история.

Слово взял и приехавший из Нетании Владимир Чайкин, бывший лиепайчанин.

- В Израиле мы слышали, что в Шкеде открыт мемориал. Но такого я не ожидал! Спасибо за это всем его создателям!

Позже в беседе с «Часом» Виктор Чайкин заметил:

- Я понимаю: были люди, которые служили в немецких войсках. Кто-то добровольно, кто-то - по принуждению. Такова реальность. Но этим нельзя гордиться! В других странах этих фактов стесняются. Гордятся только в двух - Эстонии и Латвии.

Я не жалею, что уехал отсюда шесть с половиной лет назад, отработав на Латвию почти 40 лет...

Ветераны и гости (а были они не только из Израиля, но и из России) возложили цветы и к обелиску рядом с мемориалом, поставленному в 60-е годы. Надпись на нем гласит: «Здесь в 1941- 1945 гг. были расстреляны 19 тысяч мирных жителей Лиепаи».

Когда строился мемориал, его тоже благоустроили. Горе и память объединяют. И не позволяют молчать. Сегодня люди открыто говорят о зверствах местных патриотов, вершивших людские судьбы вкупе с фашистами.

Потому столь кощунственно звучат слова Карлиса Шадурскиса на седьмом слете национальных воинов: «Латышский солдат всегда только защищался, никогда не рвался в чужие страны». А что этот солдат творил на родной земле?

Если б камни в Шкеде могли говорить...

Штраф отменили

Один из ветеранов задал вопрос: что со штрафом за якобы поврежденные дюны, о чем сообщалось в прессе?

Действительно, Лиепайское региональное управление среды выставило открытому общественному фонду «Лиепайское наследие евреев» штраф в размере 33 тысячи (!) латов за повреждение серой дюны во время строительства мемориала. Как пояснил руководитель управления господин Зеленский, он действовал в соответствии с нормами закона.

Но мертвые не выбирали место для расстрелов! Да, в связи со строительством мемориала здесь изменен поверхностный слой дюн. Но ведь это городская территория, и работы проводились с разрешения и при поддержке местных властей. Хотя, конечно, в вопросах экологии последнее слово за государственными учреждениями.

Из департамента защиты среды получен ответ, что денежный штраф, назначенный Лиепайским региональным управлением среды, отменен. Слава богу, у высокопоставленных чиновников хватило разума!

Валентина ГРИБОВСКАЯ ("ЧАС")








       



Ваш e-mail:


Подписаться
Отписаться



 

в Интернете
по сайту

 

Шаббат -
основные вопросы.

Рига, Латвия
Таллинн, Эстония
Вильнюс, Литва


dvinsker.lv - Сайт о прошлом и настоящем еврейского Даугавпилса
Рижская еврейская школа им. Ш. Дубнова
Посольство государства Израиль в Латвии и Литве
 
design: band.lv
Контакты | Консультация | Правила пользования порталом
Сайт работает с 14.09.2000
Администрация: Илья Банд, Лев Лапкис.