|
30 лет спустя: рижский школьник стал израильским послом
Гари Корен, посол Израиля в Латвии, вручил верительные грамоты президенту Латвии и официально приступил к исполнению обязанностей посла. Как оказалось, он рижанин, после долгого отсутствия вернувшийся в Ригу. «Час» стал первой латвийской газетой, которой удалось взять интервью у нового посла.
- Тогда, 30 лет назад, ни вы, ни ваши родители не предполагали, что на несколько лет вы опять поселитесь в Риге.
- В некотором смысле круг замкнулся и в том, что еще в 91-м году, когда мы возобновляли работу посольства Израиля в Москве и решался вопрос об открытии посольства в уже независимой Латвии, меня направили в Ригу на переговоры. Потом я приезжал сюда с официальным письмом, а через год с работниками латвийского МИДа уже подыскивал помещения для посольства. И, как оказалось, выбирал я тогда и свой будущий кабинет. Когда я получил ранг посла, я попросил направить меня именно в Ригу, хотя были и другие очень интересные предложения. И весьма рад, что так сложилось. А родители мои - к счастью, они еще живы - конечно же, не предполагали, что я буду жить в городе, в котором прошли не самые худшие годы их жизни. Из Москвы я ехал поездом и от самой границы стоял у окна - какая же она, Латвия?
- Говорят, детские воспоминания наиболее яркие...
- Мы жили на нынешней улице Чака в районе Зиедоньдарзса, где и прошло мое детство - во вполне интернациональной компании. Сами знаете, как тогда латышский преподавали в школе, но столько лет спустя я могу читать и практически все понимаю благодаря своим детским приятелям. Я уже начал заниматься с учителем, надеюсь, скоро без переводчика буду обходиться. А старший брат и сейчас говорит по-латышски, помню, как еще в те годы он читал Sports . Хотел бы повстречаться с друзьями детства - только где их искать? Сейчас и школы той нет. В Риге я всего три недели, но уже съездил с детьми в Межапарк, куда меня родители возили, в Юрмалу, куда отправляли меня в пионерские лагеря. Родители мои приехали в Ригу после войны. Для обоих это был второй брак, у обоих были дети, я оказался их общим сыном. Мои старшие братья окончили здесь и школу, и техникум, и в армии отслужили. Отец работал на «Садарбсе», была в Риге такая текстильная фабрика. Тогда, в 73-м, родители приняли трудное решение - оставить все и с парой чемоданов покинуть обжитое место, вполне налаженную жизнь. Они сделали это ради детей, и хотя первые годы в Израиле были достаточно трудными, ни они, ни мы ни о чем не жалели. Я же не жалею еще и потому, что там я встретил свою будущую жену, она родом из Молдавии, мы вместе учились в университете. Ширлин изучала, как тогда называлось, советологию - в общем, на славянском факультете училась. У нас двое детей. Старшему сыну 16, дочке - 11 лет. Им пришлось переменить уже несколько школ в разных странах. Сейчас будут учиться в Международной школе в Юрмале.
- Быть женой дипломата - это тоже своеобразная должность.
- Это точно. Быть женой рядового дипломата Ширлин уже привыкла. Но жена посла - это серьезная должность со всеми вытекающими обязанностями. На ней лежит организация приемов, презентаций, встреч. А еще она собирается завершить свое образование в магистратуре. В общем, скучно не будет.
- К своим 44 годам вы уже достаточно опытный дипломат. Работали в Москве, в Женеве и, кажется, даже в Африке...
- О! Это было незабываемо! В системе МИДа я уже 17 лет. Первое мое назначение было в Женеву, где я работал в комитете ООН. Занимался экономическими вопросами, правами человека. А потом вдруг предложили ехать в Малави - после Женевы! Я бурно отказывался, но потом согласился и за два проведенных в Африке года ни разу не пожалел. Там ведь совсем другой мир, нам там было безумно интересно. В то время формировалось посольство в России и подбирали дипломатов, знающих русский язык, так мы оказались в Москве. И вот Рига - город, где я родился. Пока я официально не приступил к обязанностям посла, познакомился с руководством еврейской общины, побывал в синагоге, у мемориалов в Румбуле и Бикерниеки, на кладбище в Шмерли, где есть могилы моих родственников. Познакомился с г-ном Букинголтсом, который сейчас озабочен сооружением памятника Спасителям. Это будет, несомненно, важнейшим моментом - воздать должное благородству и героизму этих людей.
- И каковы ваши впечатления от Риги?
- Это великолепный, абсолютно европейский город с только ему присущим колоритом. Такую Ригу мои родители не видели! Цены, конечно, могли бы быть и поскромнее, все-таки для развития туризма очень существенно соотношение цен и предлагаемого сервиса. Хотя и в Израиле цены не всегда соответствуют.
- На чем вы как посол предполагаете сосредоточить свое внимание?
- Одно из главных направлений деятельности нашего государства, правительства и, следовательно, всех послов - активная работа с еврейскими общинами и поощрение евреев к переезду на историческую родину. Мы хотим, чтобы у людей был выбор - уехать или остаться, и посольство готово помочь в этом выборе. Конечно же, если людям и, главное, их детям комфортно жить, в частности в Латвии, если им здесь ничто не угрожает, мы рады за них, но тоже будем помогать по мере необходимости. Для нас важно, чтобы дети приобрели и не теряли связь с корнями, со своим народом, с его традициями. В Риге есть еврейская школа имени Дубнова, которая практически финансируется нашим министерством образования, и даже несколько преподавателей командируются сюда из Израиля. Начинаю я не на пустом месте. За 11- 12 лет уже наладился деловой диалог, есть существенные наработки и в культурном обмене, и в туризме, и в экономике. Я экономист и намерен активизировать работу посольства именно в экономической сфере, подготовить договор об отмене двойного налогообложения, и туризм - весьма выгодная отрасль и для Латвии, и для Израиля. Наши связи надо подкрепить и в политическом плане. Я имею в виду организацию официальных, государственных визитов, что очень важно в преддверии вступления Латвии в Европейский союз. Думаю, через пару недель мы уже сможем представить план предстоящих визитов. Хотя отношения между нашими странами хорошие.
- Настолько хорошие, что уже в начале августа не было билетов на самолеты в Израиль и оттуда в Ригу вплоть до середины сентября...
- ( Смеется .) К этому надо относиться с оптимизмом. Это же говорит о том, что даже ушлые авиакомпании не могли предвидеть бум, не просчитали весь потенциал. Я рад, что у латвийцев есть возможности и желание побывать в Израиле, в моей стране, а у израильтян - в Риге, которая тоже в определенной степени моя. Я уже встречался и с израильскими, и с латвийскими авиаперевозчиками, и мы договорились уже сейчас начать подготовку к будущему сезону. Это символично, что работать послом я начинаю в Риге. И свое первое интервью в качестве посла я даю газете «Час», с которой познакомился в Интернете и, готовясь к работе в Латвии, регулярно читал. Мне кажется, ваша газета довольно полно представляет весь спектр жизни страны. Так что я уже стал вашим читателем.
- От имени «Часа» желаю вам успехов!
Досье
Гари Корен - посол Израиля в странах Балтии. Родился в 1959 году в Риге, где и учился в 32-й восьмилетней школе. В 1973 году вместе с семьей выехал на постоянное место жительство в Израиль. Окончил Иерусалимский университет по специальностям экономика и международные отношения. Служил в армии, в отставку вышел в звании майора. С 1986 года в системе МИДа. Работал в комитетах ООН в Женеве, в посольствах в африканской Малави и в Москве. Дипломатический ранг - посол.
Анатолий КАМЕНЕВ. ("ЧАС")
|
|
|
|
|