|
Осквернение еврейского кладбища: кто за этим стоит.
31 октября прокуратура предъявила новые обвинения группе пэтэушников, осквернивших еврейское кладбище в Шмерли. Как стало известно «Часу», к нашумевшему «кладбищенскому» эпизоду добавилось еще несколько - в том числе надписи на стене, на остановке, на месте массового расстрела... Среди обвиняемых - одна девушка-металлистка. Мотивы вандализма на редкость банальные: «А что у нас еще громить?»
«Бей жыдов»: кто это все подстроил?
Напомним: резонанс после ЧП, произошедшего в начале осени, вышел далеко за рамки полицейской работы. Ибо в Латвии вандализм вообще - больная тема. А в отношении различных еврейских объектов - еще и хроническая...
Как обычно в подобных случаях, активно обсуждались три версии. Первая: это сделали русские фашисты, подпольно действующие в Латвии. Вторая: это сделали латышские «наци», открыто действующие в Латвии. Третья, конспирологическая: это все сделали сами евреи - из вредности и чтобы лишний раз создать себе образ жертв.
Министр внутренних дел Марис Гулбис, правда, высказал свой особый взгляд: возможно, это обычное хулиганство. Но с ним мало кто согласился. Ведь хулиганство - это неинтересно... Так что выдвижение версий и поиски организаторов продолжились. Одна газета даже отважилась на публикацию собственного расследования, в ходе которого вскрыла теневые интересы, стоящие за ЧП. Другая газета сообщила, что среди преступников были «фашисты и сатанисты».
В итоге после задержания подозреваемых и их первых допросов выяснилось: ближе всех к истине был все-таки министр Гулбис. Никакой «могучей организации» за вандалами не просматривается.
Ужасные пэтэушники
Итак, осквернители: пятеро парней и одна девчонка. Возраст - от 16 до 19 лет. Все - из обычных рижских семей, дети «среднего класса». Сами, однако, социально не слишком успешны: учатся в нескольких вечерних школах и училищах. В свободное время тусуются в основном в Старой Риге, пьют пиво. Внешний вид: обычные испуганные тинейджеры.
Во время обысков у них дома не было изъято ни нацистских, ни сатанинских агитматериалов или символики. Вернее, кое-какая символика нашлась, но - не выходящая за рамки того, что продается в специализированных магазинах для неформалов. (Сатанинский перевернутый крест, напомним, сегодня вполне легальный товар.)
Главный активист погрома - 16-летний Рома из профтехучилища. Не бритоголовый. С некоторыми, правда, душевными проблемами: Роман с детства сидит на медикаментах по причине хронической депрессии.
В его изложении происшедшее на кладбище выглядит вообще случайностью: «Мы выпили, а мне нельзя мои таблетки с алкоголем мешать... С головой стало плохо. Кто-то предложил поехать на Шмерли и пошуметь. Купили аэрозоль, поехали на кладбище... Все делал я. Кажется».
На вопрос, имеет ли Рома что-нибудь против евреев лично, он объяснил: «У меня девчонка знакомая еврейка, мы с ней поссорились, и вот я был злой. А так ничего». Плюс с самого начала Роман объявил, что признает свою вину и раскаивается.
Правда, случайностью, как выяснилось, кладбищенский эпизод все же не был. Как следует из обвинений, предъявленных Роме и Ко вчера, они уличали «жыдов» не только в Шмерли. Но и, к примеру, на открытом недавно заново месте расстрела фашистами 12 тысяч советских евреев на Улброке. А также на автобусной остановке и на стене жилого дома.
Это, впрочем, не значит, что они были идеологически сплоченной организованной ячейкой.
- Из материалов дела, имеющихся в нашем распоряжении на сегодня, не следует, что тут идет речь о некой пронацистской организации, - сообщила «Часу» прокурор Инесе Шулте. - Все задержанные отрицают свою причастность к какому-то движению и сожалеют о содеянном. Никаких попыток что-то «продекларировать» у них не было.
С другой стороны, отметила прокурор, никаких неонацистских объединений у нас официально не зафиксировано. Так что обнаружить причастность юных вандалов к ним в любом случае было бы сложно.
А почему именно евреев?
Неофициальную версию преступлений «Час» услышал от Димы Р., одного из ветеранов рижской центровой тусовки. Дима, кстати, лично знает некоторых из обвиняемых. Его мнение: это они так просто «прокричали себя миру».
- Это логично, что на евреев писали, - пояснил «Часу» Дима. - Там же компания смешанная, русско-латышская. Если такой компании хочется сделать какую-нибудь агрессивную акцию, то евреи - самый логичный объект. Они же в основном богатые, чужие и для тех и для других, а кладбища их далеко и не охраняются...
А так эти пацаны - не настоящие фашисты. Девчонка, которую с ними обвиняют, - вообще обычная тусовщица, металлистка, я ее знаю. Вся в сережках ходит, в черном макияже. Так, посмотрите, полцентра ходит. Это ничего не значит. Честно говоря, эти их надписи тоже мало что значат. Все равно что сказать, что все, кто на заборах рисует перевернутые звезды и кресты, - настоящие сатанисты... На самом деле это у них просто был прикол такой. Дурной прикол, конечно. Но вот теперь они за него и подсели, отвечать будут.
Итого
По выдвинутым обвинениям осквернителям грозит до 8 лет тюрьмы - или до 150 минимальных зарплат.
Справка
В ночь с 12 на 13 сентября на еврейском кладбище в Шмерли произошел налет на могилы. Как установила наутро полиция, действовала тут группа - в одиночку выкорчевывание 25 надгробий заняло бы слишком много времени.
Помимо опрокидывания еврейских надгробий, агрессоры нарисовали также на десятках памятников следующее воззвание: «БЕЙ ЖЫДОВ», сдвоенные молнии SSи, наконец, свастику.
Как любая антисемитская акция, осквернение кладбища вызвало скандальный резонанс и в Латвии, и за ее пределами. Новостные агентства зафиксировали факт, а официальные лица по должности отреагировали.
В итоге под угрозой оказалось даже присвоение генеральского звания главе полиции безопасности Янису Рейниксу - очевидно, потому что его спецслужба не смогла вовремя выявить подготовку к акции и пресечь. Ибо, как было отмечено в комментариях латвийских политиков, этот вандализм - «политически значимый». Впрочем, после задержания подозреваемых Рейникс получил звание и все успокоилось.
Виктор МАРАХОВСКИЙ. ("ЧАС")
|
|
|
|
|