Контакты
Туризм
Образование
Архив
Консультация
Репатриация
Новости
     В Прибалтике
     Другой Израиль
     Еврейское Агентство
     История
     Культура
     Музыка
     Размышления
История
Места
Ссылки
Галерея


«Место расстрела я помню всегда»

30 октября в Румбуле почтили память тех, кто был здесь расстрелян за неугодную национальную принадлежность

На кладбище Румбулы вот уже много лет подряд приходит ровесник двух революций, участник Великой Отечественной войны рижанин Калман Фрейзус. Более 50 лет он собирает материалы о жителях Латвии, которые в годы фашистской оккупации спасали евреев.

В боях

Родился Калман Фрейзус (глядя на него, в это трудно поверить) 1 февраля 1917 года. В годы войны был дважды контужен, шесть раз ранен. Несмотря на это, в свои 86 он очень легкий и подвижный. Сказывается закалка - в юности Калман занимался спортом и занимал первые места на соревнованиях по лыжам, плаванию, велосипеду, верховой езде.

В латвийскую армию Калмана призвали из Даугавпилса. Служил он в Лиепае в конной артиллерии. Когда в июне в Латвию вошли советские войска, армейская жизнь продолжалась по-прежнему. Разве что на военные учения приходили и офицеры советской армии. Только в январе 1941 года полк принял присягу новой власти. Но и тогда мало что изменилось. Разве что обращаться к высшим чинам уже надлежало как к «товарищам». К чему низшие не сразу привыкли и первое время чаще звучало «господин товарищ капитан».

Срок службы у Калмана завершился 4 июня 1941 года. В армейской форме латвийской армии (по закону ее нужно было носить еще два месяца после демобилизации) он отправился в родной Даугавпилс. 26 июня немцы заняли город.

Калман уходил из Латвии вместе с советскими частями. Но в армию его не брали - доверия к чужим не было. И только когда осенью стали формировать 201-ю Латышскую стрелковую дивизию, туда был зачислен и лучший артиллерист-наводчик бывшего Курземского полка. Калман принимал участие в тяжелых боях под Старой Руссой, Наро-Фоминском, под Москвой. Оттуда с боями дошел до Латвии. В октябре 1944 года освобождал Ригу.

Где горела земля

То, что Калман увидел на второй день после освобождения латвийской столицы в Румбуле, было страшнее всего, что пришлось пережить на войне. В лесу еще дымились костры, на которых нацисты сжигали трупы убитых, чтобы скрыть следы массовых расстрелов евреев. На земле дотлевали вставные челюсти и кости...

Узнав, что его родители, брат с семьей и другие родственники были расстреляны фашистами на городской площади, Калман помчался в Даугавпилс, чтобы расквитаться с доносчиками. Он знал, что получит штрафбат, но он и так всю войну провел на передовой. Судьбе было угодно, чтобы тех людей не оказалось дома... Иначе кто знает, как сложилась бы дальше жизнь Калмана. А так он вернулся в строй, в Курземском котле был тяжело ранен, и в 1946-м году его списали как инвалида войны. Он женился, стал рижанином.

Место расстрела евреев в Румбуле пребывало в том же состоянии, что и после освобождения Риги. Власти ничего не хотели об этом знать. И тогда Калман с молодыми ребятами (старики падали в обморок во рвы, куда надо было сгребать кости и пепел) стали по воскресеньям потихоньку приводить захоронения в порядок. В один из дней они нашли деревянную дощечку, где на иврите было написано: «Мы последние из 38 тысяч». Эту табличку Калман отдал в иерусалимский музей памяти жертв Холокоста Яд-Вашем.

После смерти Сталина стала поступать помощь и от государства - добровольным работникам предоставляли бульдозер, машины. Окончательное оформление это печальное место приобрело только в прошлом году, когда в Румбуле был открыт мемориал. Средства на него выделили и пожертвовали общественные организации Израиля, Германии, США, Латвии, Рижская дума, бывшие узники гетто и концлагерей.

25 праведников

Каждый год в последнее воскресенье ноября собираются в Румбуле те, кто сам пережил этот ужас, их дети, внуки и правнуки. Для того чтобы вспомнить не только 25 тысяч (по официальным данным) погибших здесь, но всех жертв Холокоста. Память о них должна жить, чтобы такие трагедии никогда не повторялись.

...После траурного митинга Калман Фрейзус с юной сменой, как всегда, отправится на могилу Жаниса Липке и других праведников - так в Израиле называют тех, кто спасал евреев от уничтожения в годы войны. «Кто спас одну жизнь, спас целый мир» - эти слова выгравированы на медалях, которыми награждены все спасатели.

Калману удалось найти в Латвии 25 человек (из них живы сейчас только десять), для которых чужая жизнь была так же ценна, как собственная. Пожалуй, дороже, потому что они рисковали своей - за укрытие евреев полагалось повешение.

Как-то Калман спросил Жаниса Липке, спасшего от гибели более 50 евреев Рижского гетто, почему он это делал. Тот ответил, что фашисты, уничтожив сначала евреев, потом цыган и поляков, принялись бы за латышей. Простой портовый рабочий оказался дальновидней многих политиков - планы рейха действительно предполагали «освободить» Латвию от латышей и переселить туда немцев.

* * *

Совсем недавно Калман нашел еще одного праведника - литовца Стасиса Таутавичюса, который сейчас живет в Латвии. Было это так.

...Один еврей из Израиля будучи в гостях в Австралии случайно оказался за столом с дамой, которая рассказала ему, что осталась жива во время войны благодаря Стасису. Израильтянин попросил ее запротоколировать свою историю и по возвращении на родину отдал бумаги в музей Яд-Вашем. Оттуда это сообщение переслали Калману. Когда к Стасису спустя столько лет пришел человек, чтобы поблагодарить его и оказать помощь, тот только удивился: «Что вы за народ? Я давно забыл об этом, а вы все помните».

Людмила КОРЗУНОВА. ("ЧАС")








       



Ваш e-mail:


Подписаться
Отписаться



 

в Интернете
по сайту

 

Шаббат -
основные вопросы.

Рига, Латвия
Таллинн, Эстония
Вильнюс, Литва


dvinsker.lv - Сайт о прошлом и настоящем еврейского Даугавпилса
Рижская еврейская школа им. Ш. Дубнова
Посольство государства Израиль в Латвии и Литве
 
design: band.lv
Контакты | Консультация | Правила пользования порталом
Сайт работает с 14.09.2000
Администрация: Илья Банд, Лев Лапкис.