|
Еврей-эсэсовец: палач или жертва
28.02 в Институте Гете состоялась встреча с немецкой журналисткой Анитой Куглер, автором книги «Шервиц. Еврейский офицер СС». Комментировал ее выступление руководитель музея «Евреи в Латвии» Маргер Вестерман.
Парадокс, но, похоже, по крайней мере один еврей был эсэсовцем. И судьба его связана с Ригой.
Фриц Шервиц был комендантом концлагеря в окрестностях латвийской столицы, а перед этим руководил фабрикой «Лента» в Пардаугаве, где на благо рейха трудились евреи из гетто. Некоторые из них выжили, за что благодарны именно ему.
Фриц Шервиц так и остался загадочной фигурой, дающей много поводов для сомнений и спекуляций. Исследователи его биографии не могут договориться по поводу того, где он родился, называются три места и четыре даты.
По мнению Аниты Куглер, Шервиц был литовским евреем из Каунаса, причем отъявленным мошенником. Он любил деньги, ценные вещи и женщин. И по мере возможности себе в этом не отказывал.
По одной из версий, Фриц Шервиц родился в Риге в 1903 году. В 1925-м вместе с семьей переехал в Берлин. В 1939-м приятели засвидетельствовали его «арийскую чистоту», и он вступил в ряды СС. Автор книги считает, что он сделал это, чтобы упредить события и избежать службы на фронте. Избежал! В его «арийском происхождении», похоже, никто не сомневался.
В 1941 году Шервиц снова оказался в Риге. Тут он организовал сеть небольших фабрик по производству одежды и обуви для немецкой армии. А дармовой рабочей силой стали евреи из гетто. По мнению мадам Куглер, он руководствовался двойной мотивацией - обогащаться и спасать евреев. Когда евреев стали расстреливать, он запер своих рабочих на фабриках и никуда их не выпускал.
Есть доказательства, что как минимум четырем евреям он сделал арийские идентификационные документы. Очевидцы рассказывали, что он вырвал из очереди на расстрел двух евреек.
После войны Шервиц оказался в Германии и, попав на фильтрацию к американцам, назвался узником концлагеря евреем Элеке Серевицем. С присущей ему изворотливостью он вышел было сухим из воды и, более того, стал курировать помощь лицам, преследовавшимся при нацизме. Однако кто-то из бывших заключенных узнал его.
Оказалось, что, будучи комендантом в Риге, он застрелил трех евреев за попытку побега. Так, в 1949 году Шервиц пополнил ряды военных преступников и получил шесть лет тюрьмы. До конца жизни ему не удалось добиться реабилитации...
Сергей НИКОЛАЕВ. ("ЧАС")
|
|
|
|
|