Украденная память
Этого человека с портфелем зафиксировала видеокамера, установленная в Рижской думе. Именно он похитил с выставки списки с фамилиями и свидетельствами о смерти евреев, погибших в Рижском гетто в 1941 году. Зачем? Ответа на этот вопрос нет. Есть недоумение и обида. Но давайте вернемся на пять лет назад...
С благословения раввина
Знакомьтесь: Тамара Зитцере — учитель биологии Латышской гимназии Северных стран. В 2000 году ее восьмиклассники пришли к ней посоветоваться, какую тему выбрать для очередного школьного проекта. Кто-то предложил к 800-летию Риги привести в порядок еврейское кладбище в Шмерли. На это благое дело их тогда благословил раввин Риги и Латвии Натан Баркан.
— А когда мы приехали на кладбище, то увидели очень много совершенно заброшенных могил, — рассказывает Тамара Зитцере. — Они просто утопали в бурьяне. Ну привели мы с ребятами все это в порядок. А потом заинтересовались судьбами похороненных здесь людей. И выяснили, что на кладбище хранятся записи о захоронениях только с 1951 года. Хотя само кладбище было основано в 1928-м. Почему нет более ранних сведений, никто не знал...
Тогда учительница и ее воспитанники, обойдя все могилы, переписали с надгробий фамилии и даты похороненных здесь во время войны. Затем Тамара Зитцере решила поискать в архиве Центрального ЗАГСа свидетельства о смерти этих людей. Из 65 тыс. жителей Латвии, умерших за период с 1940 по 1950 год, она выписала еврейские фамилии. Всего их было 7234.
Что показалось интересным? В 1941 году было выписано 750 свидетельств о смерти евреев. В 1942-м — только 31, в 1943-м — 51, причем 50 из них было оформлено на евреев, умерших в Центральной рижской тюрьме. В 1944 году вообще только 8 свидетельств о смерти оказалось. Да и на кладбище в эти годы евреев никто уже не хоронил. Их уничтожали, расстреливая и бросая в ямы... Вот и весь учет.
Не сохранился и тюремный архив периода фашистской оккупации, разве что только уголовные дела в полной сохранности. А вся документация, связанная с попавшими сюда узниками гетто, была уничтожена.
— Холокост в Латвии — это, конечно, болезненная тема, — говорит Тамара Зитцере. — Но замалчивать ее нельзя. Удивительное дело: конгресс США специально выделял средства для организации поездки учителей Латвии в Вашингтонский музей Холокоста. На базе этих американских материалов потом были написаны учебник "История Латвии" и методическое пособие в помощь учителю. О Рижском гетто там всего лишь пара абзацев. Зачем изучать свою собственную историю по материалам историков-иностранцев? В наших архивах материалов об этом периоде гораздо больше. Тут и в Вашингтон ехать не надо!..
О чем рассказали домовые книги
Тогда учительница биологии предложила своим ребятам изучить в историческом архиве домовые книги Рижского гетто.
— Как нам сказали, с исследовательской целью эти документы в архивах до нас еще никто не изучал, — говорит Тамара. — Мы по карте гетто брали подряд все дома и по каждому изучали списки жильцов. Потом сопоставляли их со свидетельствами о смерти. Таким образом, просмотрели все имеющиеся записи за 1941 год. И обнаружили, что из многих домов Рижского гетто жильцы до сих пор не выписаны. Вот дом на ул. Католю, 2. Здесь не выписанными числятся 250 евреев, Католю, 9 — 429, Католю, 15 — 508. Всего из Рижского гетто сохранилось 250 домовых книг.
Когда учительница побывала в Берлине в Музее Холокоста, то увидела там много книг и документов, рассказывающих о трагических судьбах литовских евреев. И почти ничего — о Рижском гетто. Это показалось ей неправильным. В рамках школьного проекта ее ученики начали собирать материалы о судьбах рижских евреев. Они опрашивали жителей улиц Лудзас и Ерсикас и были крайне удивлены, что почти никто из них даже не слышал, что в 40-е годы здесь кровь лилась рекой. Не знают!
— Тогда я начала фотографировать эти дома. Когда-то из их окон тысячи людей, вся вина которых состояла лишь в том, что они были евреями, в последний раз смотрели на Ригу, — говорит Тамара.
— Меня поразило, что многие здания сегодня выглядят даже хуже, чем после войны. На месте бывшего гетто вскоре останутся одни развалины. Удивительно, что городские власти не приводят в порядок эти дома, не строят здесь новые. Это же практически центр города!
Кража в Ратуше
Вскоре под руководством учительницы биологии был собран большой материал. Списки жильцов гетто с адресами и датами, свидетельства о смерти, фотографии домов. На тему Холокоста ученицы старших классов сделали несколько рисунков. Причем они были выполнены на бумаге 1941 года... В июле все эти экспонаты выставлялись в холле Рижской думы под стеклянным куполом на пятом этаже. Здесь побывали сотни людей: студенты, школьники, туристы, послы иностранных государств. Утром в день закрытия выставки Тамара Зитцере пришла в думу, чтобы собрать все экспонаты. И здесь ее ожидал неприятный сюрприз. Со стола, где еще вчера для всеобщего обозрения лежали две большие книги со списками жильцов Рижского гетто, все исчезло! Какой-то жулик с легкостью присвоил себе уникальные материалы, которые в течение нескольких лет кропотливо собирали школьники и их учительница биологии.
Для чего? Можно только гадать. Сегодня любая информация стоит денег. Видимо, и решил кто-то погреть руки на чужом горе. Увы, личность его осталась неизвестной. Как показывает видеозапись, этот молодой человек с портфелем появился в здании Ратуши уже под вечер. Поднялся в холл на пятый этаж. Подошел к столу с документами, спокойно засунул себе в портфель обе книги. И также спокойно удалился...
— Конечно, мы с ребятами расстроились, — рассказывает Тамара, — но решили, не брать в голову. Продолжаем по воскресеньям приводить в порядок могилы на кладбище. Раз в неделю после уроков я по-прежнему работаю с домовыми книгами в архиве, фотографирую дома в бывшем гетто. Пока еще хоть что-то от них осталось. Мечтаем попасть с нашей выставкой в Париж или Берлин, где очень интересуются нашей работой.
На еврейском кладбище в Шмерли установлен мемориал памяти евреям, которые сражались в 1918-1920 годах в рядах латвийской армии. И список евреев — солдат и офицеров, погибших в боях за независимость Латвии. О том, что стало с их детьми в страшные 40-е, теперь хорошо знают ученики Латышской гимназии Северных стран. Каждый год 18 Ноября они приносят сюда цветы. И пытаются понять, как же это стало возможным...
Алла БЕРЕЗОВСКАЯ (Телеграф)
|